Может ли власть быть прозрачной и доступной


По данным Николаевского горисполкома, в первой половине 2011 года в мэрию поступило 13984 обращения граждан, из них письменно - 10225. Непосредственно к городскому голове и его заместителям обратилось 2558 жителей города.  По сравнению с прошлым годом количество обращений уменьшилось на 498, информирует исполком.

Обращаться к власти по какому-либо вопросу у нас  - дело нелегкое и неблагодарное. И рядовые граждане прибегают к этой мере, когда, что называется, совсем допечет. Об этом говорит и основная проблематика обращений: социальная защита, коммунальное хозяйство и улучшение жилищных условий. То есть, те вопросы, которые требуют немедленного решения.

Поэтому официальная статистика, скорее всего, далека от действительности. И, если бы она учитывала количество тех горожан, которые имеют все основания и желание обратиться к власти, но в силу разных причин этого не делают, цифры были бы другие. Кто-то просто не доверяет местным чиновникам, зачастую коррумпированным. "Идти на контакт" с непрозрачной и неадекватной властью просто не имеет смысла. Кто-то не имеет представлений, к кому и как правильно обратиться по той или иной проблеме. Сказывается и отсутствие института гражданского общества - николаевцы еще не ощущают себя единой общиной.

Работая в редакции, это особенно ощущаешь. Журналистам "НБ" ежедневно приходится принимать телефонные звонки, письма от жителей города. Зачастую люди высказывают недовольство действиями или бездействием органов местного самоуправления. Люди жалуются на неудовлетворительную работу транспорта, прохудившиеся крыши, несвоевременный вывоз мусора, хаотичную застройку города, жилищные проблемы.

Жителям, чтобы решить тот или иной вопрос, гораздо легче обратиться в местную прессу, чем вести напрямую диалог с чиновниками.

По сути, газете приходится выступать посредником между избирателями и избранной ими властью.

Именно на преодоление препятствий между местной общиной и властью нацелена гражданская акция "Прозрачная Украина". Недавно в Алуште состоялся семинар "Прозрачная Украина для Восточного партнерства. Общественное и медийное содействие" для журналистов из региональных изданий и общественных деятелей. Организовали его Институт демократии имени П. Орлика (г. Черкассы) и Фундация развития местной демократии

(г. Щецин, Польша).

Одной из важнейших задач акции является активизация жителей, привлечение широких слоев населения к сотрудничеству с органами местного самоуправления, использование потенциала общественных организаций в решении местных проблем, приглашение к совместному принятию решений и совместная ответственность за их реализацию.

Как пояснил польский эксперт Пшемыслав Фенрих, "Прозрачная Украина" базируется на шести "китах": прозрачность, нетерпимость к коррупции, привлечение граждан, предсказуемость, профессионализм  и отчетность местной власти.  Принцип прозрачности требует так организовать работу органа местного самоуправления и так о ней информировать, чтобы все было открытым и понятным для жителей. Принцип нетерпимости к коррупции предусматривает постоянное обсуждение чиновниками этических норм функционирования власти. В результате  любое коррупционное явление или любой неэтический поступок даже немыслимы. Принцип вовлечения общественности побуждает местную общину к

участию в процессе принятия решений на локальном уровне, способствует процессу самоорганизации населения. Принцип предсказуемости позволяет жителям активно участвовать в местном развитии. Принцип профессионализма обеспечивает прием на работу в органы местного самоуправления людей с соответствующей квалификацией, а не родственников или знакомых городского головы. Более того, этот принцип требует от органа власти и служащих постоянного повышения квалификации. Согласно принципу отчетности о местных финансах (по закону эта информация является открытой), жители получают информацию в доступной форме. Любой гражданин сможет в ней разобраться без специального образования.

Эти шесть принципов и являются гарантией успешного самоуправления.

Прообразом для акции "Прозрачной Украины" стала аналогичная программа "Прозрачная Польша", которая началась у западных соседей в 2004 году. На сегодня "Прозрачная Польша" признана одной из лучших европейских общественных антикоррупционных инициатив.

Но в то же время украинская программа не является калькой польской инициативы. Механически переносить польский опыт нельзя, уверены польские эксперты, его необходимо адаптировать к украинским условиям и законодательству. Но все же главная цель и для Украины, и для Польши одна - повысить уровень предоставления административных услуг жителям исполнительными органами местного самоуправления, построить отношения  в общине на принципах доброго управления.

"Прозрачная Украина" успешно прошла обкатку в таких городах, как Черкассы, Богуслав, Сквира (Киевская область), Александрия (Кировоградская область), Смела (Черкасская область). В скором времени она, возможно, дойдет и до Николаева.



Олег ОГАНОВ



 "НБ" решил поинтересоваться у представителей николаевских общественных организаций, насколько николаевская городская власть соответствует критериям доброго управления. А также дать свою оценку исполкому по каждому из принципов:



Михаил Золотухин, председатель правления Фонда развития города Николаева:

- Мы близки к тому, чтобы эти принципы у нас в городе соблюдались. По крайней мере, у городской власти политическая воля на это есть. Мы проходим внешний аудит на стандарты ISO9001. Также принята программа электронного управления и электронной демократии. Она предполагает внедрение всех 6 принципов. Хотя на практике нельзя сказать, что это работает идеально. К примеру, взять конкурс на определение поставщиков услуг ЖКХ на обслуживание домов и придомовых территорий. Вроде бы вся процедура соблюдена - есть и открытость, и прозрачность. Но не хватает профессионализма и настойчивости самого гражданского общества. Принято много хороших нормативно-правовых актов, но пользоваться общество ими еще не научилось.

Прозрачность - 3,5

Нетерпимость к коррупции - 3,5

Привлечение граждан - 5

Предсказуемость - 5

Отчетности - 5

Профессионализм - 4



Михаил Антоненко, директор центра социально-экономических и политических исследований и технологий "Перспектива":

- В прошлом году мы проводили мониторинг городской власти по двум принципам прозрачности и доступности информации для общины. Результаты показали, что мэрия - структура у нас скорее закрытая, чем открытая. Городская власть делает уклон в презентационность, декларируя, что она работает и служит своим избирателям. Но что конкретно она делает, не всегда понятно. Очевидно, нужно менять подход: от репрезентативности к большой информативности. Частью власть прислушалась к нашим выводам: официальный сайт горсовета стал более информативен, стали публиковать информацию о депутатах, графиках работы сессии, информацию о депутатах на предстоящих сессиях.

Что касается привлечения граждан, то сейчас многое свернуто. Работали консультационные советы, сейчас их нет, не проводятся общественные слушания, местные инициативы отсутствуют. В профессионализме чиновникам не откажешь, но, к сожалению, они его используют в свою сторону.

Прозрачность - 3.

Нетерпимость к коррупции - 3

Привлечение граждан - 3,5

Предсказуемость - 2

Отчетности - 3

Профессионализм - 4


Людмила Руденко-Кардаш, исполнительный директор Николаевского городского фонда ЛАСКА "Содействие экономическим и социальным реформам"

- Наш горисполком по сравнению с обладминистрацией значительно более открытый и прозрачный, готов сотрудничать с гражданами. Я затрудняюсь сказать по всем шести пунктам. Я считаю, что городская власть даже на фоне других городов выглядит неплохо. Мы создаем различные общественные советы, и инициатива исходит не сверху, а снизу и это хороший показатель.

Прозрачность - 4

Нетерпимость к коррупции - 4

Привлечение граждан - 4

Предсказуемость - 4

Отчетности - 4

Профессионализм – 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий