КРАСНОПЫЛЬ от олигарха Дерипаски


9 марта, второй раз за последние две недели произошел массированный выброс красного шлама из шламохранилища №2  глиноземного завода. Население прилегающих к предприятию сел в панике. Чтобы успокоить народ, 10 марта в Лиманы приехали высокопоставленные местные чиновники. На следующий день на «дерзком» шламохранилище по приглашению губернатора побывали киевские государственные чины – главный санитарный врач Украины Сергей Рыженко и начальник  государственной экоинспекции Павел Жила.

«Можете расстрелять проектантов вместе со мной»
Общение должностных лиц с сельчанами проходило в небольшом спортивном зале  лимановской школы. Хотя оповещения людей должным образом о предстоящей встрече в селе не было, тем не менее, спортзал  был заполнен полностью. Видимо, большое скопление иномарок возле местной школы и привлекло внимание сельчан – вот и пришли послушать гостей. Приезжие, казалось, даже растерялись, мол, надо же, сколько вас пришло.
Первым выступил виновник «торжества» - генеральный директор НГЗ Юрий Овчинников. Он представил прибывших на встречу с жителями чиновников, среди которых были: начальник областного управления по чрезвычайным ситуациям Петр Каминский, первый заместитель начальника областной экологической инспекции Василий Кушнир, начальник государственного управления охраны окружающей среды Николаевской области Сергей Литвак, заместитель начальника областной санэпидемстанции Владислав Раевский, заместитель начальника облздравотдела Юрий Дьячук. Кроме того, были соответствующие службы и руководители Жовтневого района.
Затем директор глиноземного завода стал рассказывать лимановцам, по-дружески называя их «соседями», о том, почему возникла ситуация с выбросом шламовой пыли.
- Происходит замерзание, а затем вымерзание грунта, отслойка мелкодисперсных частиц шлама. Происходит все очень быстро – в течение 2-3 часов. Нам это явление ранее было неизвестно. Это обстоятельство не было учтено в проекте. Ну, можете расстрелять проектантов вместе со мной. Мы не могли это спрогнозировать, - пытался оправдаться Юрий Овчинников.
- Да вы нам скажите конкретно, когда это безобразие прекратится, - сильный мужской голос из зала заставил директора прерваться на полуслове.
По всему чувствовалось, тяжело было директору мощного металлургического гиганта сдерживать свой гнев, который прорывался, когда он то и дело повышал голос на женщин, задающих в репликах неудобные для него вопросы.
По выражению лиц присутствующих в зале сельчан было понятно: люди не верили красивым обещаниям заезжих гостей, смахивающим на «замыливание» глаз. Вместо того, чтобы терпеливо выслушать повествование директора о принципах работы шламохранилища, люди хотели знать, когда прекратится пыление красного шлама. Но, к сожалению, ответов на свои вопросы они не слышали.
Выступления областных и районных чиновников сводились к одному – шламовая пыль безвредна как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Краткую справку о химическом составе красного шлама зачитал представитель НГЗ.
- В сухом веществе содержится 50-56% оксида железа, 13-14% оксида алюминия, 9% оксида кальция, 5-6% оксида натрия, столько же оксида титана, остальные элементы представлены в микроколичествах, - констатировал он.
Выходит, эта пыль очень ценна в химическом отношении, так как в ней представлена чуть ли не вся таблица Менделеева. Но каким образом этот «конгломерат» воздействует на организм человека, к каким последствиям для природы и болезням человека может привести, к сожалению, никто из присутствующих специалистов не пояснил и единым словом. И что самое прискорбное, похоже, никто не собирается изучать этот вопрос на научной основе. К сожалению, может получиться так, что экспериментальной площадкой станут именно населенные пункты нашей области, оказавшиеся в зоне шламового облака. И хотя выступление заместителя начальника облздравотдела Юрия Дьячука было оптимистичным, мол, по данным населенным пунктам нет увеличения показателей по заболеваниям по сравнению с областными, тем не менее, люди не поверили чиновнику. Ведь они уже почувствовали на себе негативное влияние красной пыли: во время выбросов многие селяне  испытывали сильные головные боли, чувствовали неприятное першение в горле и привкус металла во рту, специфический запах в окружающем воздухе.
Возмущает тот факт, что российский олигарх, владелец завода Олег Дерипаска, с каждым годом получая все большие прибыли от увеличения мощностей производства, не считает нужным уделять внимание такому важному вопросу, как утилизация отработанного шлама. По всей видимости, он не хочет тратиться на эти цели.   
 «Это же просто пыль…»
Губернатор Николай Круглов обратился за помощью к столичным чиновникам еще в конце февраля – во время первого выброса красного шлама. Однако делегация киевских специалистов прибыла в Николаев, по странному совпадению, только после «второй волны» пыления красного шлама, 11 марта. Похоже, в Киеве думали, что одним выбросом шлама все и закончится. Но когда ситуация повторилась, вынуждены были приехать, чтобы разобраться на месте.
Главный санитарный врач Украины Сергей Рыженко и глава Государственной экологической инспекции Украины Павел Жила, обойдя шламохранилище в сопровождении свиты местных и столичных журналистов, сделали вывод: «По большому счету, угрозы здоровью населения эта пыль не несет. Так что опасений  как таковых на сегодняшний день нет».
Да, сегодня, действительно, последствий воздействия шламовой пыли не видно. А что будет через месяц, через год с людьми и природой, станет ясно только со временем. Об отдаленных последствиях произошедшего, к сожалению, никто не задумывается, и даже как вести себя селянам во время следующей вполне возможной красной «пурги», людей не предупреждают. А стоило бы!
Журналист «НБ» стал невольным свидетелем разговора двух чиновников о том, как один из них перед поездкой в Лиманы тщательно смазал нос пихтовым маслом. Наверняка, это можно было посоветовать и людям, а еще  - не вывешивать сушить белье на улице и не выпускать детей гулять. Не помешали бы и марлевые повязки, защищающие дыхательные пути от едкой красной пыли.
Однако на вопрос журналиста нашей газеты о том, как людям защитить себя, оказавшись в красном облаке, главный санитарный врач Украины Сергей Рыженко ответил довольно легковесно:
- Делать ничего не нужно. Это же просто пыль. Ее нужно еще раз прибить водой.
Согласитесь, доводы высокопоставленного должностного лица выглядят как-то странно: ведь и обычная пыль вредна для организма человека, не говоря уже о том, чтобы глотать вещество, которое является одновременно и отходом производства, и удобрением для сельскохозяйственных культур, и сырьем для металлургической промышленности.  
Доживем до понедельника…
Помнится, после первого массированного выброса красной пыли из шламохранилища 26 февраля заместитель председателя облгосадминистрации Геннадий Николенко, комментируя ситуацию журналистам, заявил:
- Вчера в 16.00 нам удалось остановить распыление, и мы его сдерживаем и сейчас. Мы привлекли специалистов Государственной экологической инспекции, природоохранной прокуратуры, санэпидемстанции. Вчера специалисты провели все необходимые замеры. Составили предписания. Выводы и результаты анализов мы будем иметь к понедельнику.
Однако ни к понедельнику 28 февраля, ни к 9 марта, когда запылило во второй раз, никто из чиновников так и не удосужился огласить результаты исследований.
Лишь через две недели, когда появилась новая угроза, и только по требованию журналиста «НБ», начальник областной экологической инспекции Виталий Бабенко выдал одну единственную цифру: «НГЗ нанес ущерб окружающей среде всего … на 17 тысяч гривен» (?). Больше ни единой цифры из результатов исследований господин Бабенко не выдал…
Послесловие
Жители Лиман и близлежащих сел уверены: то, что случилось на шламохранилище №2, нельзя считать обычным технологическим сбоем. Это, по сути, чрезвычайное происшествие. Судя по всему, должностные лица пытаются преуменьшить его значение. Да и само расследование этого инцидента, как видим, проводится довольно не прозрачно. У людей остается много вопросов. В частности, почему ни сразу, ни через две недели не были оглашены результаты первого исследования взятых проб?
На заводе уверяют, что к концу года будет получена уникальная техника – болотный шнекоход, который поможет сдерживать пыль, но пока контролировать ситуацию придется все в том же «ручном режиме» - поливая шламовое поле водой. То есть, пока все остается по-прежнему…

Татьяна ФАБРИКОВА
Татьяна ФИЛИППОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий