Водомеры: продолжаем тему


Тема поверки водомеров, которая была затронута в №13 (публикация «Поверки водомеров: за чей счет?»), оказалась очень актуальной. Порядок поверки, который действует сейчас в Николаеве (в других городах все по-разному), выглядит очень запутанным и неудобным для потребителей.

В первой публикации была изложена точка зрения руководителей предприятия «Николаевводоканал». Сегодня мы представляем другие мнения по этому вопросу.
Мы получили отклик  нашего читателя Владимира Михайловича Сорокопуда. В своем письме он задает много справедливых вопросов, отвечать на которые сотрудники предприятия «Николаевводоканал» не спешат.
«Получается, водоканал предлагает платить за поверку водомеров 48 грн., и сам потребитель при этом самостоятельно снимает его, доставляет для поверки, а потом монтирует обратно на место? – спрашивает В.М. Сорокопуд. – Тогда из каких средств сформирована зарплата работников водомерной лаборатории предприятия? Ведь она наверняка заложена в том тарифе, который мы платим за воду!
Что это за 4 частные коммерческие фирмы, которые рекомендует заместитель начальника «Николаевводоканал» Н. Петров для проведения поверки? И почему руководителям водоканала не подходит «Закон о метрологии и метрологической деятельности», в котором указано, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению?
Ссылка Н. Петрова на то, что счетчики являются «частной собственностью», выглядит неудачной шуткой, так как водоканал категорически отказался принять их на свой баланс, а свои устанавливать не хочет.
Упрек в адрес «непослушных» ЖЭКов, которые якобы не хотят включать в тариф на квартплату расходы на поверку водомеров – тоже хитрая уловка. ЖЭКи не имеют таких специалистов, нет у них и соответствующего оборудования, материальной базы, помещений.
Считаю, что Н. Петров манипулирует нечеткими формулировками постановлений Кабинета министров Украины, имеющими отношение к этому вопросу,  - делает вывод наш читатель. - Он нашел «лазейку» в законах, определив водоканал производителем услуги, а поставщиком – ЖЭКи. Но ведь «Николаевоблэнерго» тоже подает электроэнергию до щитовой в доме, и все счетчики также находятся в квартирах. Сотрудники электрических сетей сами устанавливают приборы учета, меняют их и четко обеспечивают поверку, не требуя  дополнительных оплат».
   
Депутат Николаевского городского совета прошлого созыва Вячеслав Григорьевич Пиляк.
По роду своей депутатской деятельности я занимался вопросами формирования и обоснованности коммунальных тарифов. Вполне понимаю Н. Петрова, он старается делать так, чтобы хорошо было только его предприятию, и выдергивает из законодательства те пункты, которые ему выгодны.
Как рядовой житель, я никак не могу понять, почему внутренние водопроводные и канализационные сети водоканал не хочет брать на обслуживание – ведь это единая система! Сотрудники предприятия, прежде всего, должны быть заинтересованы в том, чтобы ликвидировать в сетях все утечки и навести порядок. Поэтому я против такого порядка поверки, который действует сейчас.

Начальник отдела цен и ценовой политики Николаевского горисполкома Елена Станиславовна Болычевская.
Постановлением Кабинета министров Украины №529 предусмотрено, что поверка водомеров должна входить в тариф квартплаты. Но на деле этого нет. И вот почему.
Действующий тариф сформирован до выхода этого постановления в 2009 году и с тех пор не менялся. А стоимость поверки счетчиков постоянно повышается, значит, коммунальные предприятия будут нести убытки.
К тому же, ЖЭКи получают право работать на конкурсах, поэтому один ЖЭК часто сменяет другой. Плата же за поверку водомеров перечисляется одному предприятию, следующее уже не будет иметь для этого средств.
Жилищные предприятия, в общем-то, не имеют отношения к воде. Это  - задача горводоканала. Для того, чтобы делать поверку, в ЖЭКах нет  такой службы, нет реестра поверки – все это находится в водоканале.
В целом этот вопрос в законодательстве не прописан четко. В любом случае потребитель все равно должен оплачивать поверку водомеров – то ли из тарифа, то ли отдельно.

Начальник Управления по вопросам защиты прав потребителей в Николаевской области Валерий Владленович Дашевский.
В Законе Украины «О метрологии и метрологической деятельности» пункт 3 содержит два взаимоисключающих понятия. В первом абзаце сказано о том, что порядок поверки средств измерительной техники определяется Кабинетом министров Украины. Следующим предложением говорится о том, что поверка, обслуживание и ремонт этих средств осуществляется за счет предприятий и организаций, которые предоставляют эти услуги.
В одном случае порядок поверки должен определять Кабмин,  в другом это обязано делать предприятие. Из-за этой двойственности и возникают все остальные неувязки.
Вопрос поверки водомеров затрагивается в нескольких законодательных документах, в том числе, в Законе Украины «О метрологи и метрологической деятельности», постановлениях Кабинета министров Украины, а также в решениях исполкома Николаевского городского совета.
В соответствии с законодательными актами, поверка водомеров возлагается на лицо или организацию, на чьем балансе находится счетчик. Но Постановление Кабмина №529 предписывает расходы на проведение поверки включать в тариф на услуги по содержанию домов, чего в настоящее время нет. Однако и другой четкий и понятный механизм реализации этого вопроса также отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, в управлении по вопросам защиты прав потребителей считают, что вопрос оплаты поверки водомеров возможно урегулировать только при приведении в соответствие действующего законодательства, передаче средств измерительной техники на баланс предприятия, введения платы за работы по проведению поверки в тариф на жилищно-коммунальные услуги.
Поскольку этот вопрос касается большого количества потребителей, управление выносит его на обсуждение в средства массовой информации. Также для его решения будет подготовлено письмо на имя городского головы.

От редакции. Выходит, что вопрос поверки счетчиков воды не урегулирован, прежде всего, законодательно. Однако и сложившаяся в связи с этим неразбериха с порядком поверки, как оказывается, весьма выгодна водоканалу. Усложнив и запутав до предела процедуру поверки, введя понятия «производителя» и «поставщика» услуги, водоканал всячески подталкивает потребителя перестать платить по счетчику и пытается перевести его на нормы потребления. Не случайно человеку дают три месяца, чтобы неизвестно каким образом сделать поверку, а потом грозят перевести на расчеты по нормам потребления, что будет намного дороже. Хочу заметить, что таким образом водоканал напрямую нарушает права потребителя: счетчик есть, а человека вынуждают платить по максимальным нормам потребления.
Утверждение руководства водоканала о том, что счетчики – это якобы неприкосновенная собственность владельцев, и потому водоканал никак не может ими распоряжаться, выглядит надуманным аргументом. Любой водомер приобретается потребителем по требованию самого водоканала (ведь надо экономно использовать водные ресурсы, а для этого  подсчитывать каждый куб потраченной воды, говорят нам работники водоканала). Счетчик воды имеет только одно предназначение, и в других целях его использовать невозможно! Это значит, что прибор – собственность только водоканала и никого другого, хоть и покупает его потребитель. Используют его только для подсчета количества воды и только для расчетов с предприятием «Николаевводоканал». Но работники водоканала настаивают на том, что владельцы водомеров -  физические лица - ну никак не хотят передавать их на баланс предприятия. Зачем они еще нужны людям? Да ни зачем! А нужны они только водоканалу, поэтому могут быть только его имуществом! К тому же, в водоканале содержится реестр поверок, список всех счетчиков, только там есть квалифицированные специалисты и специализированная водомерная лаборатория.
Логично бы сделать так, как в электросетях – предприятие за счет средств, предусмотренных в тарифе (!), само закупает счетчики одной модификации, устанавливает их, демонтирует, поверяет и ставит на место. Да и технический надзор в таком случае осуществляется более надежно и профессионально.
А водоканал позволяет вмешиваться в фактически свое оборудование кому угодно – потребителю, ЖЭКу, неизвестно какому частному сантехнику. Неужели на предприятии не заинтересованы в том, чтобы их оборудование и сети были под единым и полным контролем? Ведь это совершенно не по-хозяйски.
Кажется, всем понятно, что поверка счетчиков для потребителя все равно не будет бесплатной. Но, согласитесь, когда расходы на поверку входят в тариф, а все работы берет на себя предприятие, выполняя это грамотно и планово, порядка будет больше. А потребителю – меньше хлопот и ненужной беготни.

Татьяна ФИЛИППОВА

1 комментарий:

  1. СТАРЫЙ ПОЛИЦАЙ30 апреля 2011 г. в 11:30

    Я с ВАМИ вполне согласен !!! Считаю, что среди поставщиков коммунальных услуг, - « САМЫЕ МУТНЫЕ » это услуги горрайводоканалов, которые мутят на всём. А всё это началось с того, как эти МОНОПОЛИСТЫ, иначе их не назовёшь, пользуясь менталитетом потребителей, бесконтрольностью и безпренцыпностью соответствующих « ОРГАНОВ » начали свой безпредел. Потребители платят за питьевую воду, а получают НЕ ПИТЬЕВУЮ.
    Об этом хорошо знают все работники СЭС, но их информация, никого не интересует и все ждут ЧП и только потом начнут реагировать. Все руководители горрайводоканалов ссылаются на нехватку денег в замене труб и другого оборудования, но сами в тоже время делают капитальные ремонты в своих кабинетах и их возят ТОЛЬКО НА ИНОМАРКАХ, а этого почему то не замечают КОНТРОЛИРУЮЩИЕ И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ. И какой же ДЭБИЛИЗМ, иначе не назовёшь, происходит, когда приходят представители горрайводоканала пломбировать и брать на учёт установленный потребителем водомер и пломбируют вместе с водомером ФИЛЬТР ВОДЫ, который установлен перед водомером и предназначен для очистки воды проходящей через водомер и его небходимо чистить не реже одного раза в месяц, а он опломбирован и все оскалки жравых труб, осбенно после перерыва подачи воды, по причине устранения поломок, которые бывают ой как часто, попадают в водомер и он соответственно уже ПРИ ПРОВЕРКЕ - ПОДЛЕЖИТ ЗАМЕНЕ. И всё это делается для того, чтобы выкачать как можно больше денег у потребителей для компенсации потерь воды, которая течёт ручьями, при её транспортировке. И самое главное почему уже 20 – 30 лет не меняют ржавые трубы и другое оборудование горрайводоканалы и им на это, как они все говорят, не выделяют денег, а я ВАМ отвечу потому, что НАШИ избранные ГОРЕ ДЕПУТАТЫ и руководители как в Киеве, так и в областях безнаказанно захватили пригородные земли и живут себе припиваючи в ЦАРСКИХ СЁЛАХ и их НАША С ВАМИ ЖИЗНЬ СОВСЕМ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ. Наши деньги у них на счетах в ЗАГРАНБАНКАХ и их ДЕТКИ учатся ЗА ГРАНИЦЕЙ, а не в наших гореинститутах. А НАШИ МИЛЕОННЕРЫ, обокравшие НАС, покупают себе ВИЛЛЫ за границей и будут там жить, пока МЫ НЕ ИЗБЕРЁМ ПРЕЗИДЕНТОМ АДОЛЬФ ВИССАРИОНОВИЧА ПИНОЧЕТА. А пока я ВСЕМ советую не впускать никого с гррайводоканалов БЕЗ НАПРАВЛЕНИЯ НА ПРОВЕРКУ заверенного руководителем и с его подписью и печатью, где должно быть чётко указано : дата, время, цель и основания проверки, Ф.И.О. лица, направляемого на проверку на основании № приказа. Все эти требования регламентированы ДЕЙСТВУЮЩИМ Законом Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность,уважение к достоинству личности, правовую помощь,защиту) "от 12.01.2005 г. N 2322-IV . УДАЧИ ВАМ !!! Если нужна будет юридическая помощь, обращайтесь СТАРЫЙ ПОЛИЦАЙ !!!!!

    ОтветитьУдалить